Zond — разборное летающее крыло из потолочки

Предыстория

Моей первой радиоуправляемой моделью был «Вжик». Может быть я и не занялся авиамоделизмом, но простота и надежность летающего крыла меня соблазнила. Потом был Икар, Икар-1300. И… более чем годовой перерыв. Дело в том, что Икар было не очень удобно перевозить. Летать на нем было скучновато, а если не скучновато, то долго ремонтировать. Я понял, что для меня нужна модель, которую:

  • можно собрать за несколько вечеров
  • не дорога — не жалко разбить, а иначе как учиться летать!?
  • было бы удобно хранить и транспортировать

Однажды увидел модель http://www.stechflug.com/depronplans/blue-giant.php и решил сделать подобное небольшое + разборное крыло. Размеры крыла выбирал под лист потолочки :) При расчетах пользовался калькулятором: http://fwcg.3dzone.dk/ Крыло с симитричным профилем, без «V» без круток.

Zond
Скачать чертеж в формате CDR
Смотреть видео

cover Zond Zond

Для сборки крыла понадобится:

  • 3 листа потолочной плитки
  • обрезки фанеры толщиной 3мм или вспененного листового ПВХ
  • две карбоновых трубки диаметром 5мм, длинной 350мм и 185мм
  • клей для потолочки «Дракон» или подобный.
  • скотч, цветной скотч
  • кабанчики (можно сделать самому)
  • пара скрепок
  • бамбуковые палочки
  • брусок упаковочного вспененного полиэтилена (такой «тугой поролон»)

К сожалению сам процесс сборки не был заснят. Не ожидал что сразу получится удачный вариант. Поэтому фото освещают только отдельные элементы.

Вечер 1
Обрезаем края 3-х листов потолочной плитки, получаем полотно размером 480×480 мм. Если чуть меньше или больше — не беда. На одну консоль крыла уходит один лист потолочки. Режим согласно выкройки. Сразу вырезаем верхнюю и нижнюю поверхности крыльев, затем лонжерон и направляющие для лонжерона (3×3 мм). Лонжерон будет склеен из двух слоев потолочки. Но на этот лист две полосы лонжерона целиком на помещается, поэтому на вырезанный лонжерон наклеиваем обрезки. Т.е один слой лонжерона у нас цельный, второй из кусков.

Пока лонжерон сохнет, обрезаем под 45 градусов передние кромки на нижней и верхней поверхностях. Я делаю это с помощью двух металлических линеек и ножа. После обрезки обрабатываю наждачной бумагой.

Zond Zond Zond

Заднюю кромку обрезаем только на верхней поверхности. Ширина среза 12 мм.

Теперь кладем две поверхности на стол. Передняя кромка к передней кромке и наклеиваем скотч. Чтобы он не отлип в самый неподходящий момент, прогреваем его теплым утюгом. Это важно, иначе при сборке он может отлипнуть и придется помучиться. Получаем примерно такую переднюю кромку.

Zond Zond

Теперь наклеиваем направляющие для лонжерона на обе поверхности. Надо клеить так, чтобы лонжерон свободно в них входил. Если сделать так,чтобы лонжерон входил слишком плотно, замучаетесь при сборке крыла. Оставляем крылья до завтра. Сгибать и клеить будем завтра.

Вырезаем элевоны. К задней кромке элевонов клеим бамбучины с помощью того же клея «Дракон».

Zond

Вырезаем части фюзеляжа из потолочки. Склеиваем боковые и нижнюю поверхности. Теперь берем кусок упаковочного вспененного полиэтилена и вырезаем его таким образом чтобы он входил в фюзеляж. Фактически мы вырезаем фюзеляж из вспененного полиэтилена и оклеиваем его одним слоем потолочки. Вот фото обрезка этого материала:

Zond

Именно его эластичность спасает модель от ударов о землю. Если его заменить на обычный пенопласт — живучесть модели значительно снизится. Клеил его с потолочкой тем же «Драконом».

Из фанеры (я брал листовой вспененный ПВХ) вырезаем мотораму и вставки для трубок, чтобы не разбивали потолочку при сборки/разборки модели.

Zond Zond

Вечер 2
Промазываем клеем переднюю кромку крыла, заднюю кромку, места под лонжерон на обеих поверхностях. Вставляем лонжерон в одну из поверхностей. Медленно и аккуратно загибаем другую поверхность крыла, аккуратно вставляя в посадочное место лонжерон. Сводим задние кромки и фиксируем. Я фиксировал скотчем. То же делаем со второй консолью, оставляем сохнуть. Более подробно о подобном методе сборки крыла можно посмотреть здесь:
http://www.stechflug.com/depronplans/bau-einer-profilierten-depronflaeche.php
http://www.stechflug.com/depronplans/bau-einer-profilierten-depronflaeche—2-update.php
http://www.youtube.com/watch?v=JLQIgsEh58o

Собираем фюзеляж дальше, приклеиваем заднюю, верхнюю стенки и мотораму к задней стенке. Оставляем сохнуть. Вырезаем уши, при необходимости зачищаем элевоны. Можно их оклеить цветным скотчем.

Теперь примемся за направляющие в крыльях для трубок. Направляющие собираем из слоев потолочки проклеенных «Драконом» как показано на фото.

Zond Zond

Т.е. карбоновые трубки вставляются в направляющие из потолочки. Этого вполне достаточно. Не нужно ничего мудрить с бумажными, деревянными, угольными направляющими.

Вечер 3
В фюзеляже пробиваем отверстия для трубок. Я делал спицей, потом по пробитому каналу протыкал трубкой. Поскольку внутри фюзеляж из вспененного полиэтилена, трубки не скользят, надежно фиксируются в фюзеляже и обеспечивают хорошую амортизацию, смягчая нагрузку на крылья при ударах о землю :)
Подгоняем и вклеиваем в крыло направляющие для трубок. Для правильной ориентации я вставлял трубки в фюзеляж, надел на трубки направляющие и вклеивал их в крыло как бы одевая крыло на свое «рабочее» место.

Вечер 4
Приклеиваем обрезки потолочки на законцовки крыла. Вклеиваем вставки для трубок в вюзеляж и крылья (в крылья не обязательно).

Zond Zond Zond

Вечер 5
Обрезаем все лишнее, зачищаем. Покрываем скотчем. Вешаем на скотч элевоны. Вырезаем места под машинки, вклеиваем, ставим кабанчики и тяги. Вырезаем в фюзеляже места под электронику. Прикручиваем двигатель (клей «Дракон» + шурупы).

Центр тяжести выставлялся перемещением аккумулятора. Дополнительных грузиков не использовал. У меня аккумулятор полностью в фюзеляж не помещался, поэтому крышка фюзеляжа немного «хитрой» формы. Зато получился обдув аккумулятора.

Zond Zond Zond

Zond Zond Zond

Zond Zond Zond

Zond Zond Zond

Вечер 6
Настраиваем, облётываем.

На модель установлено электронной оборудование:

Двигатель: Turnigy SK2822-1200
Винт: SF E-Prop 8×6
Регулятор: Turnigy Basic-25А
Сервы: HXT900 9g
Аккумулятор: 1800 АЧ (3 банки)

Модель получилась удивительно экономичной. Возможно на это повлиял её не большой взлетный вес, возможно скорость полета модели оптимальна именно для выбранной винтомоторной группы. Возможно, совокупность этих факторов. В результате аккумулятора 1800Ач хватает более чем на 30 минут!
Тот же аккумулятор, двигатель, регулятор и винт раньше стоял на «Вжике». Его хватало минут на 20 в лучшем случае.
Zond не плохо показал себя в сильный ветер (более 5 м/с).

P.S. Для любителей усилить конструкцию «линеечкой» сообщаю, что утяжеление конструкции модели ни к чему хорошему не приводит.

16 комментариев на “Zond — разборное летающее крыло из потолочки”

  • Андрей
    01.10.2013 at 21:59

    Винглеты съемные? Если да, то как крепятся?

  • Андрей
    02.10.2013 at 11:28

    Да, винглеты съемные. Крепятся скотчем. Немного долго и не удобно. Сейчас экспериментирую с разными способами крепления. Оптимального пока не нашел.

  • каков полетный вес снаряженной модели , если есть данные.

  • плохо. у меня вроде как «чекушечка»- 250гр.

  • как заставить это летать? регулировку подскажите если не трудно.

    • Настроить: в аппаратуре программу выставить дельта крыло (или в микшерах настроить, все зависит от аппаратуры.). Выставить экспоненты как на канал элевонов, так и на канал элеватора. Незабываем правильно выставить центр тяжести от этого тоже многое зависит.

      • прошло много времени уже. но:
        пытаюсь взлететь очередной раз. хочу уточнить настройки.
        надо сделать:
        1 апппаратуру настроил
        2 модель научить планировать без включения двигателя- как планер или…(подскажите)
        2 стартовать как планер -с толкача , а потом включать мотор ибо (в последний раз винтом порезался довольно серьезно)
        3 стартовать с выбросом модели от себя с последующим включением двигателя или все таки стартовать в Включеным двигателем?

        • Стартовать нужно так: выбрасываем модель, а потом даем газ. На этом видео видно как это делается: http://www.aviafly.com.ua/sobyitiya/novoe-razbornoe-letayushhee-kry-lo-zond.html Соответственно, самолет должен лететь а не падать когда его выбрасывают. Для этого нужно точно выставить центр тяжести и элевоны должны быть подняты вверх примерно на 3-5 градуса, как на летающих крыльях.

  • Алексей
    04.10.2015 at 00:15

    Укажите, пожалуйста, размер винглет. Спасибо.

  • алексей
    02.02.2017 at 01:01

    Здравствуйте! а какой размер корневой хорды ? и под каким углом она? просто не могу открыть ваш чертеж! с уважеием)) охота такое же смастерить!

  • алексей
    02.02.2017 at 02:01

    я разобрался! только одного не пойму направляющие лонжерона для чего скажите пожалуйста? с уважением!

  • алексей
    02.02.2017 at 20:37

    Здравствуйте! не могу понять как разместить две консоли крыла- верхнюю и нижнюю на одной потолочной плитке! вы не могли бы показать как сделать это? спасибо заранее)) больно крыло понравилось ваше!

    • повертите шаблон верхней и нижней половинок на одном листе потолочки и у вас должно все получиться).

Оставить комментарий