Будівництво літаючого крила Вжик

Багато початківців авіамоделістів запитують: “з якої моделі почати вчитися літати”. Для мене вибір впав на модель літаючого крила “Вжик”. Вибрав я її перш за все через простоту виготовлення і конструкції, що важко вбивається.

Цієї моделі вистачає для того, щоб навчитися основам польоту та простим фігурам пілотажу таким як: мертва петля, бочка. А коли набридне просто літати на ній, можна влаштовувати повітряні бої у компанії з друзями.

Основні характеристики:

Що нам знадобиться.

Інструмент:

  • Ніж канцелярський (можна скальпель для хобі);
  • Металева лінійка;
  • Тонкий маркер;
  • Наждачний папір на бруску;
  • Якщо є, то бор машинка;
  • Канцелярські шпильки.

Матеріали:

  • Потолочная плитка;
  • Екструдований пінопласт;
  • Клей для стельової плитки Дракон (або аналоги);
  • Скотч прозорий, кольоровий, двосторонній;
  • Алюмінієва пластинка для моторами;
  • Бамбукові палички для шашлику.

Приступаємо до виготовлення

Мій спосіб виготовлення трохи відрізняється від першоджерела (хлопців, які придумали цю модель). Тепер модель посилена, і як мені здалося деякі окремі кроки виготовлення стали простіше. Ну приступимо.

Ось креслення:

Чертеж нижней пластины крыла
Чертеж нижней пластины крыла
Чертеж верхней пластины крыла
Чертеж верхней пластины крыла

1. Беремо стельову плитку. У стельової плитки одна сторона з міцною скоринкою (ще може бути пофарбована в якийсь колір), це у нас зовнішня сторона. Розмітку будемо наносити із внутрішньої сторони. Для початку нам треба обрізати краї стельової плитки по 5мм, щоб прибрати скіс. Отримуємо чистий розмір 490 на 490 мм.

Наносим разметку

Далі наносимо розмітку на нижні та верхні пластини згідно креслення та вирізаємо використовуючи канцелярський ніж та металеву лінійку.

2. Наносимо лінію по якій ми сточуватимемо під скіс задню кромку крила на нижніх пластинах. Для цього Вам знадобиться наждачка, наклеєна на брусок (або як у мене покупний варіант, але на бруску краще).

Скос
Скос
Скос

Отримуємо такий результат.

Наждачная бумага на бруске
Стачиваем

3. Для отримання міцного шва по всій довжині передньої кромки приклеюється смужка стельової плитки шириною 15 мм, а зверху на неї ще одна смужка довжиною 480 мм, яка починається від носа моделі. Після висихання клею, приклеєні по передній кромці смужки сточити шкіркою на трикутник. Результати можна побачити на фотографії.

4. Тепер переходимо до виготовлення центральної частини крила. Центральна частина крила виготовляється з екструдованого пінопласту, вона додасть крилу жорсткості та полегшить склеювання крила за рахунок великої поверхні.

– Беремо екструдований пінопласт завтовшки 30 мм.

– Вирізаємо заготовку розмірами 20см х 33см

Экструдированый пенопласт
Заготовка из экструдированого пенопласта

– На заготівлі наносимо розмітку відсіків для електроніки, і з боку контури за якими сточуватимемо заготовку для того, щоб їй надати форму.

– Обрізаємо зайве спереду, щоб здобути стрілоподібність.

– Заготовку необхідно покласти на обидві половинки нижньої частини крила і по верху смужок приклеєних на передній кромці провести лінію на заготівлі. По накресленій лінії видно, скільки треба сточувати по передній кромці. Найвища точка заготовки 30 мм, а по краю 27 мм (на фото нанесено приблизну розмітку).

Размечаем заготовку

– Після всіх підготовок заготовки беремо і знімаємо непотрібну частину заготовки канцелярським ножем (можна термоструною для різання пінопласту) і остаточно доводимо форму за допомогою наждакового паперу на бруску. Результати можна побачити на фотографії.

– Беремо дві нижні половинки крила проклеюємо клеєм центральну частину де перебуватиме пінопластова заготовка. Потім з’єднуємо дві половинки крила, і кладемо на них заготовки добре притиснувши якимсь вантажем (у моєму випадку це були гантельки).

Придаем форму заготовке
Склеиваем центральный наполнитель с нижней плоскостью

5. Закриваємо кінцівки крила смужкою екструдованого пінопласту шириною 15 мм. І надаємо їй форму, озброївшись наждачним папером на бруску.

Вклеиваем заглушку в законцовку

6. Робимо лонжерони з екструдованого пінопласту. Ось креслення лонжеронів – вид зверху.

Чертеж лонжеронов

– Вирізавши лонжерони, кладемо їх на нижню частину крила де попередньо розкреслено їхнє місце.

– Беремо довгу лінійку і прикладаємо її до лонжерону, щоб вона лягала на серцевину і закінчування нашого літаючого крила.

– Прокреслюємо лінію, по якій обрізатимемо зайву частину лонжерону і проробляємо те саме з іншого боку лонжерону.

– Після того, як лінії обрізу розкреслили, обрізаємо канцелярським ножиком зайве і якщо треба зашкурюємо наждачним папером на бруску.

– Коли лонжерони готові, приклеюємо їх до нижніх пластин нашого крила на заздалегідь розміченій області.

Вырезаем лонжерон
Вклеиваем лонжероны

7. Тепер нам необхідно посилити місце встановлення серв.

– Для початку необхідно розмітити на нижній пластині крила, де ми будемо приклеювати шматочок пінопласту. Я для цього вибрав приблизно середину крила, у Вас це може бути трохи ближче до серцевини.

– Потім беремо і вирізаємо шматочки пінопласту за розміченим розміром і приклеюємо їх.

Наносим разметку
Приклееваем усиление для серво-машинок

Після того як шматочки пінопласту приклеїлися, їх необхідно зашкурити забравши зайве (як показано на фотографії).

Убираем лишнее с мест установки сервомашинок

– Перед заклеюванням крила верхньою пластиною бажано продумати як у середині проходитимуть дроти серво-машинок і зробити там отвори. Це полегшить вам операцію з протягування дротів у середині крила.

8. Наступною операцією беремо верхню пластину крила і по передній кромці з внутрішньої сторони проводимо вилкою борозни. Після цього застилаємо це місце газеткою і озброївшись шматком труби або качалкою розгладжуємо це місце як “тісто”. Ця операція полегшить приклеювання вигнутої передньої кромки.

Делаем борозды в верхней пластине

– Після того як пластини підготовлені наносимо клей на поверхні передньої кромки крила, пінопластову серцевину, лонжерони і задню кромку.

– Накладаємо верхню пластину крила на місце склеювання та фіксуємо її канцелярськими шпильками як показано на фотографії.

Приклеиваем верхние пластины
Крыло склеено

– Після повного висихання акуратно дістаємо з крила канцелярські шпильки та наждачкою на бруску зашкурюємо передню кромку.

Зашкуриваем переднюю кромку крыла

9. Приступаємо до обтягування моделі. Обтяжку робимо кольоровим скотчем. Скотч необхідно наносити внахлест по 5 мм. Після повного обтягування крила, його можна прогладити теплою праскою через папір (головне не переборщите з температурою, щоб не пропалило або не повело модель).

Обтягиваем крыло

10. Наступним етапом робимо отвори під апаратуру. Розміри у кожного будуть різні залежно від того, яка у Вас апаратура та акумулятор.

– Відразу обрізаємо шар стельової плитки зі скотчем. Далі наводимо кордон бортика, який залишимо для того, щоб на нього потім могла упиратися кришка.

– Озброївшись бор-машинкою вибираємо зайвий пінопласт і отримуємо відсіки для апаратури, як показано на фотографії.

Размечаем отверстия под электронику
Отсеки под электронику вырезаны

У відсіку для акумулятора вклеюємо шматочки липкої стрічки (заздалегідь купленої у швейному відділі), а також приклеюємо на акумулятор. Липка стрічка буде надійно тримати акумулятор у відсіку та зменшить ймовірність випадання акумулятора з відсіку при бочках (якщо погано закріплена кришка відсіку).

Отсек для аккумулятора

– Також робимо отвори в крилі під серви. По краях отвору (спереду та ззаду) вклеюємо тонкий шматочок фанерки або з бальзи, щоб було до чого прикрутити серву.

– Простягаємо провід сірки у відсік, де стоятиме приймач. Вставляємо серву і прикручуємо її.

11. Наступним етапом робимо елевони.

Чертеж элевона

– Елевони вирізаємо з листа стельової плитки і обтягуємо скотчем.

– Петлі можна використовувати покупні або нарізати зі старої дискети. Перед вставкою петель в отвори промазуємо клеєм, потім робимо наскрізні отвори і вставляємо туди фіксатори із зубочисток (це запобігатиме випаданню елевонів при жорстких зачепах об траву).

элевон
Крепим элевон к крылу

– Кабанчики на елевонах використовуємо покупні або робимо зі склотекстоліту. Отвори кабанчиків повинні розташовуватися на рівні між елевоном і крилом, коли елевон знаходиться в нейтральному положенні.

– Коли елевони встановлені, необхідно проклеїти скотчем на стику елевону і крила, як показано на кресленні.

– Тяги робимо із сталевого дроту або можна використовувати бамбукові палички для шашлику. Розмір тяг підганяємо, попередньо виставивши серви у нейтральне положення.

12. Наступним етапом робимо мотораму з алюмінієвого або дюралюмінієвого листа завтовшки приблизно 1,5 мм (я брав шматочок алюмінієвого карнизу).

– Моторному вигинаємо літерою “Г” таким чином, щоб площина на яку буде прикручуватися двигун була перпендикулярна нижній поверхні крила (в даному випадку осі крила).

– Моторама кріпиться стяжками, але не найтоншими. З двох боків крила ще робляться накладки, щоб не деформувати крило стяжками. Накладки можна зробити зі старих телефонних карток. Ще між накладкою та моторамою необхідно приклеїти двосторонній скотч.

Накладка
Крепим мотораму стяжками

13. На цьому етапі зробимо вуха для крила. Беремо лист стельової плитки і по кресленнях вирізаємо два вуха. Після вирізання обтягуємо скотчем. До крила вуха кріпляться скотчем. Приклеювати не варто, тому що показала практика ними часто чіпляються за щось.

Чертеж уха
Вырезаем уши
Приклееное на скотч ухо

Все, модель готова! Залишилося лише налаштувати апаратуру та вперед літати!

При налаштуванні моделі не забудьте виставити експоненту, щоб модель не така крута була в пилотуванні. Центр ваги у моделі знаходиться на відстані 135 мм від задньої кромки (там, де розташований мотор).

Готовый к полету Вжик

Ну і насамкінець відео як літає крило і як воно викидається з рук:

58 коментарів to “Будівництво літаючого крила Вжик”

  • георгий
    02.12.2011 о 23:15

    скажите а какой должен быть движок?(вид,мощность)

  • размеры воздушного винта подскажи пожалуйста

    • С тем мотором что я указал в начале статьи, я использовал винт SF E-Prop 8×6 / 203×152.5mm. Он наиболее подошел из протестированных (9х6, 9х5 и 7х6)

  • Александр
    24.01.2012 о 16:15

    Хочу узнать, если не опоздал, как себя чувствуют по температуре регулятор и аккумулятор в полностью закрытом крыле. Перегрева нет?

    • Аккумулятор немножко нагревается (тепленький), но это вполне нормальный показатель. Регулятор обычно стараюсь сверху оставлять, но думаю он бы особо не перегрелся сильно (могу сказать только по своей комплектации начинки). Летом все же желательно регулятор выносить как у меня на фото и скотчем приклеивать.

  • Виталий
    24.01.2012 о 22:10

    А какой регулятор ( ссылку или название ) нужно брать если моторчик будет TowerPro Brushless Outrunner 2409-12T ??

  • Виталий
    24.01.2012 о 23:24

    А также какую батарею к этому мотору??

  • Виталий
    25.01.2012 о 21:38

    Скажите ещё, какое зарядное устройство нужно брать к батарее ZIPPY Flightmax 1600mAh 3S1P 20C??

    • Я пользуюсь вот таким:
      Turnigy Accucel-6 50W 6A Balancer/Charger w/ accessories (можно найти на сайте http://www.hobbyking.com) оптимальное соотношение цена/качество, поддерживает все виды батарей. Единственное к большенству таких зарядок нужен будет еще блок питания (должен выдавать от 12-15В напряжения и ток от 3А, можно сделать и из старого блока питания от компьютера).

  • Виталий
    30.01.2012 о 18:03

    Скажите, Трим, а подойдёт ли регулятор http://hobbymania.com.ua/tovar.php?krit=%D0%E5%E3%F3%EB%FF%F2%EE%F0%E8&tovar=299 к мотору TowerPro Brushless Outrunner TP2409_12D и батарее ZIPPY Flightmax 1600mAh 3S1P 20C ??

  • Виталий
    04.02.2012 о 12:24

    Спасибо, Трим)) Сделаю именно это крыло ( по вашей инструкции, так как тут всё очень детально расписано )

  • подойдьот мотор FC 28-12 Brushless Outrunner 1534kv Регулятор Hobbyking SS Series 25-30A ESC акомулятор ZIPPY Flightmax 1600mAh 2S1P 20C

    • Регулятор точно подойдет, мотор должен тоже подойти если конечно модель сильно тяжелой не окажется. Аккумулятор 2 банки (2S) точно не подойдет, нужно 3 банки (3S) и желательно по емкости от 1800 – 2200, а то батарея быстро заканчиваться будет.

  • георгий
    03.08.2012 о 19:28

    а сколько стоит доставка в Украину,в этом магазине на который ссылки?

  • подскажите сделал как у вас вжика все нормально летает но на малой скорости начинает трясти его вправо и влево что посоветуете ? люфтов в тягах нет на большей скорости нормально летит в сервах тоже все нормально без люфтов.

    • На малых скоростях может сваливаться, но просто трясти навряд ли. Сваливание на малых скоростях присуще многим схемам летательных аппаратов.

  • Вопрос такой а может быть подскажите как вы сделали люк для акков точнее как он закрывается и открывается ? или моет чтонибудь подскажите что сделать чтобы заменить скотч а то после нескольких полетов скотч приходится менять ) дожути неудобно

    • Лючок у меня сделан из одного слоя потолочной плитки и обтянут скотчем. Крепиться тем же скотчем и действительно после нескольких замен аккумулятора обычно необходимо его менять. Вариант со скотчем был выбран как наиболее простой. Можно сделать более жесткий лючок (например из бальзы или вспененного ПВХ) прикрепить его на петлях и сделать защелку на пружинке, но я так не делал так как считаю что не стоит на столько заморачиваться ради такой модели.

  • Здравствуйте, а можно ли вам задать вообще левый вопрос не по темесобственно вот летаю на крылышке я вот в чем вопрос имею 2 акка 3S 1300mAmp 25c , перед полем заряжаю их дома приезжаю на поле беру акк 1й который заряжал на нем летаю все хорошо … потом беру 2й акк и на нем при взлете идет просадка напряжения ниже 3,4 вольт собственно начинает пищать сигнализатор и такое уже неоднократно повторяется и наоборот с акками какой 1й заряжу тот нормально который второй тот плохо() )) использую зарядник Ev-650 , а дома вывел из компа 12v 2 провода и так заряжаю зарядник непищит что тока нехватает все нормально на пока писал подумал что мб всетаки мне адаптер в магазине купить для питания зарядника это может быть как то связано ?
    Ну собственно вот вопрос . Сегодня полетал я там на 2ом акке взлетел и шлепнулся метров с 10 ))) хорошо во время сборки крыла внес небольшие изменения в его конструкцию усилив его серпянкой и эпоксидкой после падения все идеально цело ) если интересно магу дать фотки старого и нового вжика .
    С уважением Алексей

  • Как быть с центровкой??? какая она ?

    • Центер тяжести у модели находиться на расстоянии 135 мм от задней кромки (там где расположен мотор). (Внимательно читайте статью)

  • Віктор
    19.05.2013 о 12:39

    Який двіжок краще підійде Turnigy L2210-1400 Об/В (210Вт) або HobbyKing 2824 1300KV аккумулятор ZIPPY Compact 2200mAh 3S 25C Lipo Pack

    • У этих движков разница по мощности не сильно большая. Лично я бы выбрал наверное Turnigy L2210-1400 Об/В (210Вт) – возможно получилось бы немного меньшего диаметра винт поставить чем на второй движок. Насчет аккумулятора 2200mAh на эту модель скорей всего будет передняя центровка. с 1800 летать комфортней было.

  • Віктор
    02.08.2013 о 09:45

    Підкажіть чи підійде такий вінт Master Airscrew S-2 (Scimitar) Series 9×5 під мотор Turnigy L2210-1400 Об/В (210Вт)?

    • В спецификациях двигателя нет рекомендуемых для использования винтов, поэтому придется подбирать опытным путем. Но поискав немного информации на просторах интернета можно тоже кое какие данные узнать. Например смотрел видео на youtube, там тестировали с винтом 8х4 то мотор выдавал на максимальных оборотах 157W и 720г тяги. Однозначно двигатель в данном тесте не выдал полностью указанной мощности в спецификациях (210W и не приблизился к ней). Плюс по своему опыту думаю для такого количества оборотов (1400) и такого калибра моторов винт 9х5 лучше подойдет чем 8х4. Так что пробуйте! О результатах можете отписаться, может кого то этот вопрос тоже будет интересовать.

  • Алексей
    19.09.2013 о 21:39

    Скажите пожалуйста хватит ли такого мотора с финтом 8Х4.3 slow fly
    http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__5686__Turnigy_2209_26turn_1130kv_15A_Outrunner.html

    • По идее хватит, но все зависит от того какой полетный вес у модели получится. В том варианте как у меня получался, то его бы хватило но летал бы он на пределе своих возможностей. На счет винта, то можно посмотреть таблицу тестирования одного из пользователей хобби-кинга:
      =====================================
      PROPELLER 2cell (7.4V) 3cell (11.1V)
      – 7×4 APC 240 gr 510 gr
      8×3.8 TP (SF) 380 gr 660 gr
      8×6 GWS 410 gr
      9×3.8 TP (SF) 450 gr 740 gr
      9×4.7 TP (SF) 460 gr 690 gr
      10×4.7 GWS (SF) 570 gr
      =====================================
      Из таблицы видно что с винтом 9×3.8 TP (SF) и 3-баночной батареей дает наибольшую тягу. 740 гр.

  • Здравствуйте!!!!! Вот думаю построить по вашей инструкции это крылышко. Есть несколько вопросов:
    1. Подойдет ли оно для новичка?
    2.Подойдет ли двигатель Turnigy 2213 22 витка 924kv 17A outrunner?
    3 Винт: GWS EP Propeller (RD-1047 254x119mm)?
    4. Регулятор: Turnigy AE-25A для Б.К. двигателей?

    • Здравствуйте!!! думаю будет слабоват, но всегда можно попробовать раз уж он у Вас уже есть)

  • Либо Pilotage 2213? Стоял он у прошлого хозяина на Hummere. Выполнял 3D. Думаю подойдет.

  • Спасибо за ответ. Конечно можно. Можно и Pilotag попробывать. И винт 10х47 подойдет?

  • Куда подключать рульмашинки

  • Денис
    21.06.2014 о 17:43

    Какую температуру вы выставляли для проглаживания скотча? Целесообразно ли использовать армированный. Как именно производилась настройка сервомашинок, что бы можно было взлетать и вверх, вниз и поворачивать.

    • На сколько помню на утюге ставил наиболее минимальную позицию. Ну а в общем на глаз выставлял. Насчет настройки сервомашинок, то если в аппаратуре есть программа “дельта крыло” или “Элевоны” название может быть разным то это все упрощает. Если нет такой программы то можно сделать через микшеры. Одного решения нет, все зависит какую аппаратуру используюте, в ее инструкции должно быть как настраивать Элевоны или для схемы дельта крыло.

      • Андрей
        03.03.2015 о 22:08

        Здрасте,подскажите какой толщины пенопласт (средняя часть),по пойму и крайним подсчетам 30мм толщина очень мало,или я что то напутал:)

        • Здравствуйте! да по середине наибольшая толщина делалась 30мм, я в статье это указывал. Общая толщина крыла будет больше т.к. сверху и снизу будет приклеены листы потолочки. Но вы всегда можете по эксперементировать :)

  • Спасибо большое! Построил крыло по вашим фото и описаниям. Всё ясно и понятно, спасибо за статью. Удачи вам!

  • Делал вжика, но он у меня летел только когда элевоны до упора вверх, в нейтрали сразу же пикировал, даже больше похоже на обратную петлю. Грешу на то что профиль кривой был, нижняя часть не плоская была а всередине как бы углубление.

    • Да, с кривым профилем летательный аппарат порой такие чудеса может делать))

    • Доброго времени!
      Не могли бы вы, пожалуйста, пояснить, как выбрать расположение аккумулятора, ведь они все отличаются по весу, а ставить можно довольно таки разные. Так как вырез под него делается перманентно, поиграть с ним уже не получится, нужно расчитать сразу…
      Допустим, есть крыло с навешеным мотором, пропом, электроникой, есть аккум. ЦТ в 135мм от зад кромки. Например, взять досточку тонкую положить на нее крыло по линии ЦТ, и попытаться подобрать такое положение аккума, что бы он перевешивал мотор и крыло стояло на досточке уравновешено? Верно?

      Я просто коптеровод, и для меня эти вопросы ещё немного сложноваты)
      Очень неприятно удивлён, что 90% всех руководств по крыльям дают, в лучшем случае, выкройки и упускают подробное описание постройки моторамы, крепления и расположения сервомашинок. Видимо, среди самолётчиков это уже всё “само собой разумеется”, но полным новичкам приходится смотреть только фотки и пытаться понять как это сделано.

      Спасибо!

      • Добрый день!
        Под эту модель оптимальней всего подходит 1800 мА аккумуляторы. Если конечно использовать 1800 компакт серию или 1600 мА аккумулятор, то будет явный не до груз. В таком случае я просто догружал приклеенной на скотч гайкой или шайбами большого размера. Но эта модель вполне неплохо ходили и с 2200 мА аккумулятором правда немного нос перегружен, да и вся модель в общем.
        Как вариант отсек можно сделать так чтоб 1800 становился нормально и 2200 был немного смещен назад чтоб не перегружен был нос.

  • Георг
    05.01.2020 о 17:09

    Можно поточнее размеры пенопластовой вставки и лонжеронов?

    • Размеры только те что есть. Основные, которые нужны написаны. Все остальное вычислялось методом прикладывания к половинка крыла из потолочки (или материала или линейки). Включайте смекалку :)

  • Николай
    13.04.2020 о 01:31

    Если самолет цельный, то вообще не понятно, зачем так нужно было мучится со склейкой. Взяли бы цельный лист ЭППС 50 мм и отсекли бы все лишнее.

    • При желании можно как у годно, но так выигрыш в весе. Это крыло делалось в разных вариациях, но даже немного уменьшив вес самолет начинает летать значительно приятней)

  • Алмаз
    17.10.2023 о 05:51

    С мотором emax eco 2207 1700kv, регулем на 30А и винтом 5×4.3×3 полетит или слабоват будет? Вес примерно 600-700гр аккумулятор 2200mah 3s.

    • В мене немає точних даних по цьому мотору з такою конфігурацією акумулятор/пропелер, але знайшов ось такі дані – 1840 г (на 6S)/1600 г (на 4S).

  • Алмаз
    28.10.2023 о 22:37

    Простите, что так долго отвечал. Нашел данные, что с похожим пропеллером примерно 900г на 3s. Так даже скинул вес, теперь примерно 400г. Вы не знаете, какой рекомендованный вес для вжика?
    Пропеллер я заменил на 7×6, взлетать пока не пробовал. Надеюсь получится.
    Сильно ли будет влиять на полет шатающийся киль (ставил как у вас, на скотч)? Как сказывается на этом самолёте V крыло?

    • На початку статті було вказано, що в мене польотна вага була 520г. Літав з тією вагою добре. Вуха краще щоб більш менш нормально тримались бо вони відповідають за стабілізацію польоту і без них буде управляти складно так як крило буде постійно хотіти звалюватись.

Залишити коментар

   

Допомога ЗСУ

Фонд “Повернись живим” – це небайдужі українці.


Благодійний фонд Сергія Притули

Buy Me a Coffee